Родная Тенерифщина: яхтенный поход на Канарские острова

На яхте по Атлантике, Канарские острова

Выйти под парусом в Атлантику, подняться по головокружительному серпантину на вершину вулкана, увидеть китов и дельфинов, встретить рассвет в океане, спуститься в невероятной красоты ушелье Маска – все это мы успели сделать за неделю яхтенного путешествия на Канарские острова. 

Мысль о яхтенном походе на Канары давно сидела в моей голове. А тут вдруг звезды сошлись удачно: зайдя одним осенним вечером на сайт авиабилетов, я нашел неприлично дешевый рейс на Канары – 390 евро в оба конца. Предложил своим друзьям, те, недолго думая, сказали “да”. Потом друзья рассказали своим друзьям, те, в свою очередь, еще своим друзьям, и в итоге у нас собрался интернациональный экипаж: Украина, Франция, Аргентина, всего 27 человек на 3 яхты.

Наши флаги - желто-синие!

Я сам удивился, пригласил своих друзей-шкиперов, и мы веселой компанией отправились на Канары в путешествие с приключениями.

Все вместе

Немного о яхтах, для тех, кто не в теме

Каждый раз, когда я начинаю рассказывать о яхтах, приходится отвечать на один и тот же вопрос: “Нет, я не олигарх, я не выиграл в лотерею миллион и не получил наследство”. Арендовать парусную яхту – не дороже, чем купить путевку в какой-нибудь отель в Турции. Но можно ли сравнить топчан на пляже и дешевый алкоголь с парусным переходом? 

Яхтинг – очень популярная штука, в Хорватии, Греции, Испании и других странах огромное количество яхтенных контор, которые сдают на прокат лодки.

Релакс на яхте

Несколько лет назад мой товарищ предложил записаться в яхтенную школу. Прослушав теорию и сдав потом практику, мы получили шкиперское удостоверение и теперь можем сами арендовать яхту и ходить под парусом в свое удовольствие.

Только представьте себе: белоснежная яхта, паруса, лазурное море, и – полная свобода! Ты не ограничен ничем: ни дорогой, ни указателями разметки, все море лежит перед тобой и ты можешь идти в любом направлении. Эта полная оглушающая свобода и есть то, ради чего я иду в море.

«Бог создал людей сильными и слабыми. Сэмюэл Кольт сделал их равными». Эту известную фразу так и хочется продолжить словами: «Ветер и парус делают людей свободными».

Человек на мачте

Наш маршрут

Просмотреть Переход по Канарским островам, апрель-февраль 2013 на карте большего размера

День 0. Рідна Тенерівщина, поездка на вулкан

Готовясь к поездке, мы забронировали машины в местной конторе www.cicar.com. Прилетев в аэропорт Тенерифе, мы сразу же загрузились в машины, закинули вещи и поехали смотреть главную достопримечательность острова - вулкан El Teide. Повсюду стоят указатели на него, промахнуться будет тяжело. 

Тейде: вид из самолета

Горный серпантин вьется до отметки 2 тысячи с чем-то метров. Постепенно зеленый хвойный лес сменяется безжизненными марсианскими пейзажами. Нагромождение валунов, камни, вулканический пепел – здесь можно смело снимать сцены высадки людей на другую планету.

Рядом с Тейде

После десятка остановок по требованию “ой, мы еще здесь хотим пофотографироваться”, добираемся, наконец, до нижней станции канатной дороги, которая ведет на Тейде. Здесь нас ждет птица обломинго – наверху ураганный ветер и температура -6, никого не пускают. Что ж, это Вулкан – с первой попытки он нас не принял.

Марсинаские пейзажи Тейде

Лунные пейзажи Тейде

Потоптавшись на месте, загружаемся обратно в машины и едем по направлению к марине - сегодня нам еще предстоит поселиться на яхты, чтобы на следующее утром отправиться в море.

День 1. Марина Радазул – Лос Галлетас

Утром, сначала потеряв, а затем счастливо найдя кормовой кранец, мы таки выходим в море. Дует северовосточный ветер 22 узла – берем на парусе первые рифы и идем бакштагом на юг, вдоль берега Тенерифе. Скорость 8-10 узлов, красота.

Ветер на Тенерифе

Впрочем, кому красота, а кому не очень – новичков потихоньку начинает укачивать. А ведь меня предупреждал мой знакомый шкипер: пока ты кайфуешь под парусом, кто-то может быть уже в каюте с жизнью прощается. В общем, ветер на Канарах дует крепкий, тем, кого может укачать, настоятельно рекомендуются таблетки от укачивания.

Ветер и волны

Под вечер доходим до нашей первой стоянки, марины Лос Галлетас. Лос-Галлетщина – маленькое село с приятной центральной улочкой и десятком ресторанчиков.

Испанское вино

Пьем вино, смотрим, как солнце садится в океан.

Закат на Атлантическом океане

День 2. Лос Галлетас – Лос Гигантес

Хотели выйти в море пораньше, но не получилось – офис марины открылся только в 9 утра, пока оформили все бумажки и заплатили за стоянку (27 евро за 44-футовую яхту), на часах перевалило за 10. Наконец, покончив с бумажной волокитой, вышли в море.

Яхтинг на Тенерифе

Картина та же: ветер 20 узлов, волна и солнце. Впрочем, сейлили мы недолго: как только огибаешь мыс в направлении Лос Кристианос, ветер сразу выключается. Ну что делать... искупались, включили мотор и остаток пути до Лос Гигантеса шли под дизелем.

Купание в океане

По дороге встретили китов-гринд, а потом еще и морскую черепаху. Я сначала думал – бревно плывет, а потом смотрю, бревно живенько загребло ластами и свалило от нас, да так быстро, что мы даже сфотографировать его не успели.

Дельфины на Тенерифе

Прибыли в Лос Гигантес с намерением тут же отправиться на экскурсию в ущелье Маска. Но снова познакомились с птицей обломинго: последний катер из ущелья уходит в 16-30, поэтому мы уже просто не успевали. Пришлось отложить Маску на следующий день, а самим отправиться гулять по Лос Гигантщине.

Город – тихий рай для британских и немецких пенсионеров. Примерно так должно выгядеть “покращення життя”: тенисные корты, гольф, пальмы и океанский вид.

Лос Гигантес

Вечером станцевали рок-н-ролл и навели шороху в каком-то баре для пенсионеров :)

День 3. Пеший поход в ущелье Маска

Учитывая, что за первые два дня люди устали от моря, мы решили в этот день в море не выходить, а устроить дневку и посетить ущелье Маска. Сделать это лучше всего на микроавтобусе, который за 22-25 евро доставит вас к верхнему входу в ущелье. Оттуда примерно за 4 часа можно спуститься вниз, к морю.

Ущелье Маска

Честно говоря, я не ожидал чего-то сверхестественного от Маски, думал, очередной “развод” для туристов, а оказалось – мега-интересное место, никто не пожалел, что мы там побывали.

Ушелье Маска

Огромные скалы “как в Аватаре”, валуны, пещеры, причудливые наплывы лавы – все это похоже одновременно на джунгли Вьетнама, Большой Каньон в Америке и “Аватар”. Очень красиво, берите фотоаппараты и запасную карточку :) 

Ушелье Маска

День 4. Лос Гигантес – Лос Органос – Сан Себастьян

Ночью, в 4:00 вышли из марины и взяли курс на северо-западную оконечность острова Ла Гомера, где находятся скалы Лос Органос. Ветра не было (между Тенерифе и Ла Гомерой вообще штилевая зона, остров заслоняет собой ветер), шли под мотором. 

Луна и яхта

Когда начало светать, разбудил сонную команду, романтично с чашечкой кофе встретили рассвет в океане.

Рассвет в океане

Рассвет в океане с чашечкой кофе

И как раз дошли до Лос Органоса.

Я не знаток геологии, но насколько можно понять, лава поднималась наверх по трубкам, и когда застыла - получилась формация, похожая на оргАн. Довольно живописное место, не факт, что туда нужно идти специально, но если будете проходить мимо – однозначно стоит подойти поближе и пофотографироваться.

Лос Органос

К полудню пришли в столицу острова, Сан Себастьян. Это тихий, уютный городок, прославившийся тем, что здесь останавливался Колумб перед тем, как отправиться к берегам Индии. Сохранилась церковь, где он молился, дом, где жила его возлюбленная и так далее. 

На самом острове множество природных достопримечательностей: хвойные и тропические леса, водопад, красивые скалы. Мы арендовали машины и целый день катались по острову. Водители получили отдельный кайф от езды по серпантинам – места действительно очень красивые.

Скалы на Ла Гомере

День 5. Сан Себастьян – Лос Галлетас

И снова курс на родную Лос Галлетщину. К сожалению, на Тенерифе не так уж и много марин, а бухт, где можно было бы стать на якорную стоянку, вообще нет. Поэтому альтернативы еще одной ночевке в Лос Галлетас у нас не было.

Высунули нос за мыс, словили все тот же любимый бейдевинд 22 узла. Люди уже успели соскучиться по ветру, и начался настоящий драйв: всю дорогу мы лавировались, перекидывали стаксель, волна, брызги, экипаж в восторге. Уже никого не укачивает и все довольны!

День 6. Лос Галлетас – марина Радазул

Утром вышли по направлению к домашней марине. Ветер все тот же, 22 узла, дует в морду. Но никто уже не молится о спасении, всем в кайф, лавируемся целый день под полным парусом, скорость 6-8 узлов.

Me sailing

Под вечер встречаем стадо дельфинов. Дельфины рады поиграть с нами, перед самым носом яхты выпрыгивают вертикально из воды, как  в цирке, демонстрируют нам, какие они быстрые и маневренные в сравнении с лодкой.

Садится солнце, включаем ходовые огни, идем в темноте. Вот где начинается настоящая романтика. В контракте написано, что ночью мы ходить не имеем права, и в ветер больше 23 узлов тоже выходить нельзя – но тогда нам бы пришлось всю неделю стоять в домашней марине :)

В 21:00 прибываем в марину – буквально за полмили до входа скисает ветер, а то мы бы прямо на парусах туда залетели.

Все в сборе: 3 яхты, 25 человек, загоревшие, с обветренными губами, облезшими носами и счастливые. 

День 7. Повторный штурм Тейде

Наш самолет вылетает обратно в 18.30, и мы решаем еще раз попробовать взобраться на Тейде. Берем на прокат машины и выдвигаемся наверх.

УРА! Подъемник работает, он завозит нас наверх, а дальше пешком – к вершине. Высота больше 3500 м, и последние 200 метров даются с трудом – отдышка, слабость в ногах, симптомы горной болезни. И вот она, вершина Тейде, 3718 м: “весь мир на ладони, ты счастлив и нем”.

На вершине Тейед

Вулкан, кстати, живой: наверху видны желтые пятна серы в местах, где вулканические газы выходят на поверхность, пахнет сероводородом. Потрогал камни – теплые, изнутри идет тепло.

Практические советы шкиперу и экипажу

Чартерная компания

Это удивительно, но чартерный яхтинг на Канарах почти не развит. Уж точно нет никакого сравнения с Хорватией или Грецией – все значительно скромнее. Если вы стартуете с Тенерифе, то вероятно будете арендовать яхту у фирмы Alboran Charter, чартерная база которой находится в марине Radazul, недалеко от столицы острова, города Santa Cruz.

Состояние лодок – на четыре с минусом. В принципе, никаких кричащих проблем не было, но в мелочах видно, что лодки активно используются. Например, в некоторых лампочках вместо ручки выключателя был вкручен саморез. Мешок lazy jack был в ветхом состоянии, практически на глазах ткань разлазилась. Из положительных аспектов – компания выдает портативную рацию, и в дополнение к ней, на случай непредвиденных ситуаций, запасной акумулятор.

Прием и сдача яхты вообще не вызывает вопросов. По приходу в марину работник чартерной фирмы спросил, все ли нормально с яхтой и ничего ли мы не потеряли. Я ему продиктовал список небольших дефектов, которые мы выявили – на этом приемка яхты была окончена, они вообще ничего не проверяли. Аквалангист не нырял, чашки не пересчитывали... в общем, все строится на доверии – это приятно.

Погода

Мы были на Канарах с 26 января по 2 февраля. Температура воздуха – 22-26 градусов, на Ла Гомере – все 30, вода – примерно 20 градусов. Вечером температура падает, какие-то теплые вещи брать, конечно, нужно.

Ветер и волны

Канары находятся в зоне устойчивых ветров, с преобладающим направлением NE. Все время нашего похода дул устойчивый ветер 20-24 узла. Правда, стоит свернуть за мыс Лас Галлетас, ветер выключается - между островами Тенерифе и Ла Гомера находится штилевая зона – остров заслоняет собой ветер. Поэтому, если собираетесь попасть на Ла Пальму, то, скорее всего, вам придется довольно долго идти под мотором.

Вдоль восточного берега Тенерифе дует постоянный ветер – учитывайте это при планировании обратного маршрута. В крайний день нам пришлось целый день лавироваться - на обратный путь нужно закладывать дополнительное время или идти под мотором.

Там, где ветер, там и волна. Волна выше и сильнее чем в Хорватии, в какой-то мере ее можно сравнить с волной в Эгейском море. Если вы идете с неподготовленным экипажем, заранее объясните, что лодка не перевернется, что крен и болтанка – обычное явление, успокойте всех заранее, чтобы люди не переживали. Думаю, всем понятно, что пристегиваться  обязательно. Еще в марине имеет смысл раздать экипажу страховочные пояса, чтобы люди подогнали их под себя и были готовы надеть их при первом же требовании шкипера.

Настаивайте на том, чтобы хотя бы первые несколько дней люди принимали таблетки от укачивания. У нас в первый-второй дни всем девочкам было плохо, а некоторым – очень плохо. Даже если люди хорохорятся и утверждают, что их “никогда не укачивает”, в приказном порядке заставьте принять таблетки, им же лучше. 

Марины, стоянки, цены

На Канарах нет бухт с дикими стоянками, таких как в Греции и Хорватии. Берега, в основном, каменистые, часто встречаются отвесные скалы, глубина растет очень резко. Поэтому, планируя маршрут, сразу откажитесь от идеи стоять где-либо на якорных стоянках – за очень редким исключением, мест, пригодных для этого, вокруг Тенерифе нет. 

За все время похода мы ни разу не притронулись к тузику. Думаю, можно смело отказываться от моторчика – сэкономите 60 евро в неделю.

В сравнении с Хорватией, марины дешевые: за стоянку 44-футовой яхты с нас просили 27-45 евро. Дизельное топливо – 1.10 евро, продукты и рестораны – тоже дешевле, чем в Хорватии.

Аренда машин на Тенерифе

Рекомендую местные компании, сдающие машины на прокат: www.cicar.com и goldcar.es. Цены ниже, чем у Hertz-Avid, к состоянию машин претензий нет, депозит не берут – очень удобно.

Нужно сказать, что прокат машин организован очень хорошо, работает как конвейер. По всему острову Тенерифе есть офисы Cicar и Goldcar, где можно оставить машину. Очень удобно - можно взять машину в аэропорту, а оставить ее, например, рядом с мариной. Дополнительных денег за это не требуют.

Мы забронировали машины через интернет, в аэропорту загрузились в них с вещами и поехали кататься по Тенерифе. Потом, ближе к вечеру, приехали в марину, выгрузили людей и вещи, и потом, пока шкиперы принимали яхты, ребята съездили в супермаркет за едой. Потом водители съездили на ближайшую стоянку Cicar, оставили там машины и вернулись в марину на такси. 

Вулкан Эль Тейде

Чтобы подняться на самую вершину, необходимо заранее зарегистрироваться. ВНИМАНИЕ: без регистрации можно подняться только до верхней станции подъемника, дальше – только при наличии регистрации и паспорта. Впрочем, даже и без вершины, там есть где погулять, хотя, безусловно, покорить вершину – отдельное удовольствие :)

Ущелье Маска 

Ущелье расположено недалеко от марины Лос Гигантес. Лучше всего заехать на верхнюю точку на микроавтобусе (22-25 евро за машину), а потом спуститься вниз к морю. Затем на моротном катере вас отвезут обратно в марину (по 10 евро с человека). Прямо в марине стоят турагенты, которые забронируют вам и машину, и катер обратно.

Это мероприятие на целый день, но место действительно очень живописное, все будут довольны и потом выложат на Фейсбук тонны фотографий. Если соберетесь, берите с собой воду и бутерброды – бабушки, продающие перекус, до Маски пока не добрались.

В Маску можно подойти на яхте с моря, но... во-первых, вам придется подниматься вверх, а не спускаться, а во-вторых – яхту пришвартовать некуда, шкиперу придется оставаться на борту и ждать вашего возвращения. На мой взгляд, оптимальный вариант: туда – на микроавтобусе, обратно – на катере.

Сиеста

Знаете, почему в Испании кризис? Потому что сиеста. С 13:00 до 16:00 закрыты магазины, офисы и так далее. Закрываются, в том числе частные конторы, с арендой машин (впрочем, в аэропорту и морском порту Ла Гомера они работают). Учитывайте это при планировании маршрута.

P.S.

На Канары хочется вернуться еще. Из 7 островов мы посетили только 2... Эх, пойти бы туда не на одну, а на две недели. Ну ничего. Всегда, в любой поездке, остается что-то, ради чего стоит вернуться в это место еще раз. Если наши желания совпадают – записывайтесь в экипаж, самолеты на Канары летают регулярно :)

И еще немного видео

Уже без комментариев :)

Islas Canarias 2013 from Andrew Nikitenko on Vimeo.

Islas Canarias 2013 - Sailing from Andrew Nikitenko on Vimeo.

Islas Canarias 2013 - Driving from Andrew Nikitenko on Vimeo.

Фото

За фото спасибо Ирине Миркевич, Андрею и Наташе Никитенко, Дмитрию Семянистому и Виталию Россолу.

За видео спасибо Яне Вуевой, Жене Миколенко, Андрею и Наташе Никитенко, Виталию Россолу.

За приключение спасибо всем, наша страничка на Фейсбуке: http://www.facebook.com/Routeinua