Армения: под снежной шапкой Арарата

Армения

Ереван

В Армению мы попали прямиком из Грузии. В Тбилиси отправились на автовокзал, где нас должна была ждать маршрутка до Еревана. Маршрутка ходит каждый час, начиная с 7 утра. Вокруг маршрутки была куча народа, все волновались. Я спросил у водилы: «Места есть?», не надеясь особо на успех. Удивительно, но он сказал: «Есть – садитесь конечно». Сразу познакомились с пожилым грузином Мишей, который преподал нам урок армянского, проэкзаменовал, а также рассказал уйму интересного про то, как он работал биологом, про то, что он сейчас кровельщик, про горы, про погоду и так далее. В общем, оказался удивительно интересным и начитанным человеком.

Граница с грузинской стороны прошлась быстро и весело, пограничник сказал «О! Украина! Добрый день! Я учился в Хмельницком – проходите!» Армянская сторона тоже оказалась расслабленно-раздолбайской и веселой. На границе поменяли валюту и проникли в удивительный мир тысяч. Курс 1$=360 армянских драм. На руках оказалось что-то около 18 000 и мы почувствовали себя богачами. Дальше произошла заминка, поскольку наши вещи должны были просветить рентгеном, а оператора рентгена не было. Грузины с гордостью сказали «У них тут все так. В Грузии один президент, а тут в каждой организации по президенту». Ну чувак-оператор довольно быстро появился, быстро все просветил и мы поехали дальше.

Всего путь занял около 6 часов. На подъезде к Еревану запомнилась снежная шапка Арарата, как будто парившая в воздухе.

Ни в коем случае не связывайтесь с таксистами на автовокзале в Ереване. Они там отменные сволочи. А если связываетесь – то садитесь только в машину со счетчиком, хотя по сути такси особо не нужно – маршруток по 100 драм валом.

Рядом с вокзалом есть частная гостиница примерно по 5000 драм на двоих. Оставив вещи в гостинице, пошли с Рафиком выполнять квест по покупке билета на самолет. Как оказалось, купить билет в воскресенье – довольно сложная задача, но мы справились. И поставили себе +2000 экспириенса.

Дальше просто гуляли по городу, смотрели. Меня перли не по-детски фонтанчики для воды, из которых можно пить. Удобная весчь. Что понравилось в Ереване – везде сделаны пандусы для инвалидов. Ну не везде – а в центре, конечно. Но приятно. Не в центре – все как и у нас :)))

Тем временем предприимчивый мальчик продал нам рисунок белочки за 5 гривен, и я стал обладателем полотна с белочкой. Белочка была выбрана мной как аллегория. Рисунок я оставил в гостинице и будет обидно, если мальчик станет известным художником и этот рисунок будет стоить миллионы. Тем временем солнце клонилось к закату, и мы отправились обратно в гостиницу. Но не дошли, потому что на наш путь преградил городской рынок. В прямом смысле слова, он просто заставил нас посетить его.

Рынок завораживающ и прекрасен

Во-первых, рынок был очень красив, во-вторых, по восточному заманчив. Ну и мы зашли. И не пожалели – внутри были груды интересных вещей, сладостей и непонятных каких-то товаров. К сожалению, уже все было закрыто и ничего не продавалось.

– Эй! Ребята! Откуда?

– Украина.

– Ай идите сюда! Ай маладцы.

Так мы сами не заметили, как у нас в руках появились стаканы с тутовкой – шелковичной самогонной – и сладкий засахаренный инжир. Я стоял, как дурак, со стаканом и улыбался, думая, в чем подвох – заставят ли нас потом купить что-то или нет? Но подвоха и не было, просто люди очень гостепреимные и им было интересно пообщаться. Это нас очень ободрило, мы передумали идти домой и решили гулять дальше. И, опять же, не пожалели: ничего особеного не увидели, просто погуляли по ночному городу и заодно договорились, что поедем в Татев.

Татев: веселая дорога в древний монастырь

Утром двинули в Татев – по местным меркам он считается очень далеким пунктом. Это уже практически Нагорный Карабах. От Еревана – около 280 километров, по извилистой горной дороге ехать часов 6-7. Водитель нам попался очень клевый и ненапряжный. Он признался, что ему самому интересно посмотреть на Татев. Дорога красивая и интересная, въется змейкой среди гор. Часто встречаются иранские фуры и военные колоны.

К слову, ездят в Армении практически все на газе. В качестве средств передвижения предпочитают "Волги" и ВАЗ-ы всех мастей и возрастов, иногда в жутком состоянии.

По сравнению с Грузией, машины значительно хуже, хотя водят немного лучше и аккуратнее. Газовые заправки допотопные и после зарядки баллон надо охлаждать, чтоб влез еще газ – в итоге заправляться можно около получаса.

Итак, между военных грузовиков, между гор, выпив в одном из сел вина, мы ехали дальше. И остановились заправиться возле села Сисян. Тут мы и познакомились с местными мафиозными авторитетами :))) Авторитеты были дружелюбные, угостили пивом и сказали «Приезжайте к нам в Сисян, позажигаем», после чего уехали. А дальше был Татев – огромный спуск и огромный подъем по разбитой узкой дороге. Татев красив, но дорога к нему мне больше понравилась.

Сам монастырь в силу своей удаленности несет какую-то печать загадочности и свою ауру. Вот с такими мыслями я и потерял флешку с фотками :)))

Возле церкви стоит кран. Насколько я знаю, его притащили давным-давно для реставрации, и он уже, наверное, лет 20 так и стоит просто для вида. Внутри монастыря очень красиво и интересно. Много хачкаров. Насколько я понял, там даже школа какая-то была по их созданию.

К вечеру двинулись в обратную дорогу, и это было незабываемое зрелище. Солнце окрашивало горы в красный цвет и зажигало их вершины, нам навстречу нескончаемым потоком ехали военные колоны, а мы обгоняли караваны иранских фур, казавшихся нереальными в свете заходящего солнца. Оно играло на помятых бортах грузовиков, отражалось в стеклах и озаряло озабоченные лица водителей, а все вместе это представляло удивительную картину.

Тут наш водитель Славик забеспокоился, где же мы будем ночевать. Мы сказли: «Не знаем. Где-то в палатке под Ереваном». Тогда он великодушно предложил переночевать у него и мы согласились.

Почему-то назад было ехать мучительно долго и тяжело. Во-первых, горы и темно. Во-вторых, иногда подвозили местных. В-третьих, страшно хотелось спать. Развлекались, как могли, чтоб не уснуть – говорили о жизни в Киеве, Москве и Ереване, жаловались друг другу на своих политиков, смотрели на звезды – Славик фары на момент выключил :))). Покупали какую-то ерунду на ночных базарах по пути.

Где-то под Ереваном нас остановил военный патруль. К тому времени мы ехали с громкой музыкой и подпевали. Ситуация немного стремная – ночь, военные, чего хотят – неясно. Офицер что-то строго Рафику на армянском говорит. В это время я думаю: «Ну все, приехали». Рафик с улыбкой отвечает: «Добрый вечер». Тогда офицер выпускает более гневную тираду. Рафик опять с улыбкой очень вежливо и сладко говорит: «Добрый вечер!». А я думаю: «Точно загребут». Потом офицер посветил на нас фонариком и засмеялся. В итоге оказалось, что они просто приняли нас за солдат в самоволке. Было бы прикольно, если бы нас загребли и заставили служить в армянской армии :))

Тем временем доехали к Славику, познакомились с его братом. Начали общаться.

– Вы смотрите – от центра там есть парк с фонтанами. Туда не ходите – там пи…сы собираются, – сказал брат Серега.

Я стал судорожно вспоминать где это, чтоб не попасть впросак. Выпили еще вина, потравили разговоры про машины, ГАИ и президентов и пошли спать, поскольку было уже около 4 утра. Утром брат Славика отвез нас в Гегард и Гарни.

Гегард и Гарни: и еще монастыри

Гегард – стоящее место. Очень красивый монастырь. Хотя я его не совсем так представлял, но тем не менее надежды он оправдал. Если честно – по фоткам я думал, что монастыри в Гегарде и Гарни  расположены в довольно дикой местности. Ничего подобного. Практически в городе. И маршрутки до них ходят прямые. Вообще многие известные армянские храмы расположены довольно близко от Еревана.

А вот в Гарни понравилось меньше: очень туристическое место, вход стоит 1000 драм и смотреть особо нечего. Кстати, Гарни был разрушен землетрясением и восстановлен, так что это не совсем аутентичный храм.

Озеро Севан

Севан – очень разный. Там есть и зоны отдыха, очень похожие на Крым, и совсем пустынные и интересные места. Но до пустынных и интересных мы не добрались, решили просто отдохнуть. Познакомились там с итальянкой Гаей Мартели, которая работала интерьерным дизайнером где-то в Эмиратах, распили бутылку коньяка с ней, а ребята, отдыхавшие там же, угостили нас шашлыком. Я раньше такое только в фильмах видел – когда выставляются со словами "от нашего стола – вашему столу".

На Севане красиво, но вечером ветренно и вода ОЧЕНЬ холодная. Особенно после Батуми. Зато тихо и спокойно. Через день отправились обратно в Ереван, поскольку уже пора было разъезжаться.

Армения страна автостопа. Проголосовав минут 15 на трассе, залезли в УАЗик и на шару добрались до Еревана. И все встреченные нами бекпекеры подтверждают это – по стране можно ездить вообще без денег.

Хор Вирап

Решили заехать еще в Хор Вирап. Место интересное и красивое. Во-первых, там есть подвал, где царь Трдат III содержал в заточении в течение 13 лет св. Григория Просветителя. Туда можно залезть по вертикальной узенькой лестнице. Реально, я не представляю насколько железный был Григорий Просветитель, потому что там долго выдержать невозможно. Очень жутко.

Во-вторых граница с Турцией там настолько близко, что видно и полосу, и вышки.

Автобус на Хор Вирап отправляется от Ж/Д вокзала – прямо за вокзалом есть автостанция, добраться можно по подземному переходу. На обратной дороге нас занесло в какое-то местное село, где мы опять пересеклись с местными пацанами. С двумя пересадками добрались до Еревана и на следующий день разъехались – я в Тбилиси, а Рафик в Москву.

P.S.

Армения – очень интересная и дружелюбная страна. Ехать туда стоит, конечно. В Татеве желательно остановиться с ночевкой. Потому что там на самом деле 2 монастыря - один верхний и один нижний. Оба интересные, но нижний вроде разрушен. Ездить по дорогам не так интересно, как если бы забраться куда-то в глушь – вот там и начинается Армения. И еще - из Армении можно легко и дешево попасть в Иран.  Но это тема для следующей поездки.